Словно вихрь врывается он в ресторан, и, кажется, вместе с ним – кусочек
солнца! И действительно, Андрей – неиссякаемый источник энергии! При большой
занятости в театре, одновременно успевает сниматься в нескольких проектах. А
поводом для нашей встречи стала долгожданная премьера двенадцатисерийного
фильма "Цыганки". Итак, удобный диван, бокал
сливового вина... и Андрей Финягин о театре,
кино и жизни...
- Андрей,
совсем скоро стартует проект
"Цыганки"
на "Первом канале". Расскажите о своем персонаже…
- Это моя первая роль в исторической картине! Мне
дали прочесть сценарий, - и я тут же согласился, потому что материал очень
понравился! Мне интересна эта эпоха – жизнь в Советском союзе в послевоенное
время. История начинается сразу после Великой Отечественной войны, – это
1945 год, и заканчивается в 60-е годы. Здесь показана послевоенная разруха,
криминальная обстановка в Москве. В центре сюжета судьбы двух сестёр
(цыганок по происхождению) – Ольги и Александры Коновых, артисток театра "Ромен".
Однако само название
"Цыганки" может увести в другую сторону, а эта история не только о
цыганском быте, но также и о судьбах разных людей, живущих в советское
время. Мой персонаж – жесткий волевой человек. Он совершенно не похож на
большинство действующих лиц, потому что он не советский человек,
единственный, кто вне системы, и при этом он бандит. Драма моего персонажа,
как мне казалось, в том, что он живет не в свое время, ему здесь тесно,
скучно и грустно. Наверно, все так бы и продолжалось, если бы он не встретил
свою любовь. Он случайно знакомится с Полиной (Ксения Кузнецова – прим.авт.)
во время матча по боксу, и между ними моментально вспыхивает страсть. И, как
часто бывает у таких сильных людей, когда они влюбляются, они теряют
бдительность, их внутренняя сила уходит. Он влюбился, но у него нет этой
привычки любить. Например, там есть такая сцена, когда он приводит свою
женщину в ресторан (снимали в зале ЦДЛ, это огромный шикарный зал), а для
нее это шок: послевоенное время, – голод, люди, одетые в одно и то же, – а
здесь совершенно другая жизнь, которую он перед ней открывает! И после этого
происходит попытка изнасилования. И как возможно соединить эту нежность,
которую он испытывает к ней, и такой агрессивный животный посыл, который у
него возникает?! А в нем это каким-то необыкновенным образом сочетается.
История их взаимоотношений очень странная - это страсть, страх и притяжение;
они не могут друг без друга! Несмотря на то, что он совершил по отношению к
любимой женщине грубость непозволительную, она остается с ним. Он очень
разный человек, – с одной стороны он может поднять банду и совершить
гоп-стоп на поезд, обокрасть, а с другой – цитирует Мандельштама, Блока… Вот
эта неоднозначность, харизма и привлекает Полину в нем. В сложных перипетиях
судьбы он ее теряет, потом находит. В итоге их история любви трагически
обрывается его гибелью… Мой персонаж напоминает мне Дирка Богарда в "Ночном
Портье".
-
Обязательно посмотрю!
Андрей, а какую сыгранную Вами роль Вы можете назвать знаковой для Вас?
- Если говорить о кино, то это картина
"Любовница"
Тиграна Кеосаяна. Это моя первая большая роль, некая точка отсчета. Я тогда
безумно волновался! В этот проект я попал без проб, – Тиграну показали мою
фотографию, и он сказал "да". Вот ведь как бывает! Порой нас так долго
пробуют, - и ничего, а тут как-то сразу он почувствовал. Этот проект был
очень сжатый, скоротечный. Не было никакого подготовительного периода. Мы
примерили костюмы и сразу на самолет, в Сочи. Начали снимать…..с самого
финала. В кино это часто бывает. Это, конечно, неправильно и сложно. Моим
партнером была
Ирина Розанова. Первый съемочный день – постельная сцена, нужно было
быть таким расслабленным, легким. А мы только успели пролететь вместе в
самолете и узнать как друг друга зовут! В общем, это было непросто, но Ирина
максимально старалась облегчить этот момент неловкости, как-то развеять его.
Я ей очень благодарен… Роль у меня там непростая. Это маньяк-убийца, хотя в
начале кажется абсолютно нормальным человеком. Он владелец большой
компьютерной компании; очень молод, невероятно талантлив, я бы даже сказал
гениален. Судьба его сводит с Еленой (Ирина
Розанова – прим.авт.), и у них начинается безумный роман. Она его
старше; а он влюбился в эту женщину, потому что она очень похожа на его
мать. Позже выясняется, что человек этот глубоко болен психически, и на то
есть свои причины. У него в детстве была серьезная психологическая травма,
которая наложила свой отпечаток. У него сдвиг по фазе после смерти матери, –
он начинает убивать девушек, которые на нее похожи. Там своя логика
поведения больного человека. Такая вот безумна история.
Я очень рад, что у меня эта роль была одной из первых. Она позволила мне
сыграть широкую гамму проявления человеческого характера, такую
неоднозначность, что с актерской точки зрения очень интересно! Особенно
приятно было, когда потом мне на сайт писали люди, профессионально
занимающиеся психическими расстройствами, что я очень точно передал
психологию нездорового человека. Они даже называли конкретные диагнозы! Для
меня это было очень неожиданно, и, конечно, приятно, потому что
люди-профессионалы видели что-то настоящее в моей игре. Для меня это очень
значимая и любимая работа.
- Профессия актера очень зависимая. Возникало
когда-либо желание все бросить и уйти в другую сферу?
- Желания такого не возникало ни разу! Но
профессия действительно зависимая, и от этого возникает чувство, которое
любого мужчину из актерской сферы побуждает к каким-то шагам вне профессии.
Это порой угнетает безумно, потому что понимаешь, насколько ты зависим от
мнения какого-то одного человека. А сейчас время продюсерского кино, что
делает нашу профессию еще более зависимой. Хочется посмотреть в глаза этим
людям, которые называют себя продюсерами. Среди них, конечно, есть
адекватные люди, знающие свое дело, а есть и очень странные. Когда я смотрю
сейчас на телевизионный экран, я не понимаю порой выбор каналов, выбор
конкретных людей, проекты… Вообще сейчас время дилетантизма: артисты
катаются на коньках, выступают в цирке, фигуристы играют в кино… какая же
следующая ступень будет? Я считаю это неправильно, так как мотив у всего
этого только один: люди, которые устраивают это, хотят заработать денег,
каким-то образом привлечь рейтинг. В советское время была эпоха
профессионалов! Люди занимались своим делом, поэтому спустя и 30 лет мы
можем смотреть это кино. Оно не сляпано из желания запихнуть туда медийных
лиц и отбить больше денег, – артисты не спеша делали свое дело, поэтому кино
того времени вечно! Но, как говорится: не можешь изменить ситуацию, измени
отношение к ней. С другой стороны я понимаю, что это та профессия, в которой
я могу что-то сделать, могу что-то сказать. И потом, со временем какая-то
мудрость приходит, успокоенность: ну не утвердили, и Бог с ним, еще все
интересное впереди! И я в этом с каждым годом убеждаюсь. И слава Богу,
работа есть!
- А какое кино вы бы хотели предложить зрителю?
Какие темы поднять? Что донести до народа?
- Мне кажется, что сейчас не хватает того, что с
избытком было в советском кинематографе: это были замечательные истории
любви, человеческие истории. Например, я с огромным удовольствием
пересматриваю картины
"Три
тополя на Плющихе",
"Я шагаю по
Москве", да и многие другие... Я не понимаю, почему вектор нашего
кинематографа направлен продюсерами на желание переплюнуть Америку в
блокбастерах, в спецэффектах. Даже если снимается у нас историческая
картина, то она все равно выглядит не историей людей, а просто демонстрацией
того, как мы умеем делать глобальное кино. Не хватает наполненности, души и
человеческих взаимоотношений. А ведь это самое важное, и будет важным
всегда! Именно этим был невероятно силен советский кинематограф. Мне очень
нравится
Алексей Балабанов. В его картинах есть живой заряд и как раз
человеческие отношения. Он чувствует время, что очень важно, и умеет его
передать… Я не очень люблю телевизор, он все больше походит на мусорное
ведро: все скучно, примитивно, и, что самое ужасное, невероятно пошло. Если
у нас программа "Дом-2" в рейтинге сохраняется пять лет, это страшный
звонок! Это просто катастрофа душ человеческих! Продюсеры говорят, что
сейчас кризис, поэтому зритель устал, его нужно развлечь. А я считаю, что в
независимости от экономической обстановки в стране, зрителю в равной мере
нужны и какая-то легкость, и что-то серьезное, над чем можно подумать. Таким
образом, он в какое-то другое измерение переходит, приподнимается над бытом…
Мне очень нравилось телевидение 90-х годов. Тогда оно было интересное.
- А как же сериалы?
- Сериал сериалу рознь. Есть хорошие работы, но
когда количество серий зашкаливает за 250, о каком качестве может идти речь
при таком темпе съемок? Артист успевает только заучить текст, у него нет
времени подумать. А порой обстоятельства и тексты там такие примитивные, что
их очень трудно оправдать, поэтому артист поставлен в какие-то экстремальные
условия. Я могу посмотреть с актерской точки зрения, но как зритель
удовольствия не получаю. Сейчас я смотрю новости; также очень люблю передачу
"Большая разница". Там работают талантливые сценаристы и замечательные
артисты. Настолько тонко они делают пародии. Я обожаю жанр пародии!
- Андрей, расскажите о своей семье. Вы коренной
москвич, насколько я знаю?
- Да. Я родился в районе Чертаново, в семье, не
имеющей никакого отношения ни к театру, ни к кино. Мой папа – заслуженный
педагог, дефектолог, мама – инженер, работает в научно-исследовательском
институте. Также у меня есть младший брат Дмитрий, он работает поваром в
Московском ресторане. В детстве я занимался спортом, совсем недолго бальными
танцами. Всегда очень любил читать, открывать для себя что-то новое. Своей
любовью к театру я обязан маме, – она обожает его как зритель. Меня таскали
по театрам с детства, и в какой-то момент, мне было восемь лет, я сказал
родителям: мне надоело ходить на Карлсона, "Аленький цветочек" и прочие,
отведите меня на взрослый спектакль! Тогда мне почему-то казалось, что
взрослые спектакли значительно интереснее. Тогда мама отвела меня на
спектакль "Ревизор" в театре Сатиры, где играл
Андрей Миронов
и Анатолий
Папанов. Я это смутно помню, но с гордостью говорю, что видел таких
артистов! (Улыбается.) В итоге, когда вырос, я набрался наглости и решил
поступать в театральный. Тогда мне все говорили что перспектива эта
абсолютно не имеет никаких шансов, так как все считали, что поступают только
свои, по блату, только родственники, что это какая-то другая жизнь...
Поэтому я еще ходил на подготовительные курсы в МПГУ на истфак, и в МГУ. Я
понимал, что шансов попасть в театральный действительно мало, и я рисковал
попасть в армию. Так случилось, что я поменял школу в 10-м классе, и в ней
был театральный кружок. Его руководители сначала меня кое-чему научили в
профессии, и, конечно, поддержали меня в моем решении. Благодаря им, у меня
появилась какая-то уверенность., и это послужило решающим фактором. В итоге
я поступал только в театральный, и был зачислен одновременно в Щепку и во
МХАТ. Но выбор не стоял, потому что педагогами были
Олег Ефремов,
Алла Покровская, Роман Козак,
Дмитрий
Брусникин, – это лучший педагогический состав из всех вузов! И, кстати,
у нас на курсе никого из блатных не было, я это знаю точно! Это, конечно,
имеет под собой почву, но ровно столько, сколько в любом другом вузе… Я
поступал в 1995 году, и в тот момент престиж актерской профессии по
сравнению с настоящим временем был значительно ниже: не снималось кино, в
театре платили очень мало. Но, не смотря на это, конкурс был сто человек на
место, а сейчас гораздо больше, и с каждым годом увеличивается! И меня
удивляет: куда? В Москве пять вузов только государственных, а сколько еще
коммерческих! Некоторые вузы выпускают по два курса за год. Зачем такое
количество артистов? Актеры они же не сантехники, не электрики, они не нужны
в таком количестве! Театры же не увеличиваются! Например, у нас с курса из
24 человек только десять в профессии остались. Но с этим фактом ничего не
поделаешь.
-
Хочется услышать о бурной студенческой жизни…
- Хочется – расскажем! (Улыбается.) У нас был
очень хороший дружный курс, очень веселый, и мы до сих пор все общаемся,
ходим в гости к педагогам! Как все студенты театрального вуза, мы учились
без выходных, потому что помимо того, что нужно было готовиться к экзаменам
по всяким теоретическим дисциплинам, еще были профессиональные предметы:
бесконечные самостоятельные педагогические отрывки, отрывки по сценической
речи, танец, сценодвижение. Мы часто оставались спать в институте, а иначе
времени не хватало, нужно было отрепетировать много всего! Мы были одной
семьей. В студенческой общаге я не жил, но частенько там бывал. Мы
собирались всем курсом, когда готовились к сдаче зарубежного театра,
литературы, и прочих теоретических дисциплин. Список книг, которые нужно
было прочесть, был огромен, и, конечно же, все всё не успевали, поэтому
каждый по очереди рассказывал то произведение, которое он знал, а остальные
конспектировали. Таким образом мы пытались запомнить. (Смеется.) Как обычно
эти ликбезы заканчивались песнями, игрой на гитаре... Потом мы плавно
перетекали в аудиторию для сдачи экзамена… Первый раз я вышел на сцену еще
на первом курсе. Это был спектакль "Плач в пригоршню", его
поставил Брусникин. Кто-то из молодых актеров заболел, и меня ввели на его
роль. Что касается мастерства, мне было очень сложно. Особенно на первом
курсе: наблюдения за людьми, животными, предметы. Для этого нужна некая
свобода и владение собой, а этого в 17 лет еще не было. Поэтому демонстрация
какого-либо предмета складывалась с большим трудом: показать предмет
непросто, нужно раскрыть его суть. Я помню, показывал кран, который плохо
закрыли, после чего Роман Ефимович Козак сказал: "а что это было? Это был
предмет? Такое ощущение, что тебе с утра было очень плохо. Ну, это, как
говорится, надо в программке писать." Была масса смешных курьезов! А потом
был раздел "дети"! (Смеется.) В общем, дети выходили похожими скорее на
умственно неполноценных товарищей, которые пытаются что-то
продемонстрировать. В основном у нас все дети были с диагнозом. Это было
очень смешно и забавно! Но тогда мы переживали жутко, потому что над нами
висел Дамоклов меч: после каждого курса могли отчислить! Я обожал пародии на
людей, на персонажей! Я считаю, что артист должен уметь спародировать. В
этом и заключается актерское мастерство: сыграть другого человека. А пародия
это такая обостренная форма, некий шарж… Что касается самостоятельных
отрывков, тоже было очень сложно, потому что на тот момент еще не было
навыка, откуда жизненный опыт в 17 лет?! Мы всегда приглашали кого-то с
других курсов, чтобы они посмотрели отрывок, подкорректировали, так как
порой казалось, что ты ничего не можешь, просто какой-то ступор! А уже нужно
показывать, и просто паника наступала! Вообще полезно побиться лбом об
стену, и самому к чему-то прийти. В общем, студенческая жизнь была очень
насыщена! Наш курс любили все в нашем институте. И когда у нас был выпускной
вечер, каждый курс сделал нам шикарный капустник! В нем были наблюдения на
каждого из нас, какие-то пародии на наши дипломные спектакли. Потом мы
сделали наше ответное слово институту, и это была очень трогательная минута,
такая точка в нашем обучении. И это время пролетело так молниеносно, от
этого грустно.
- Была ли
возможность подработки в студенческие годы?
- Да, немного. Это были елки в Олимпийском.
(Смеется.) Я играл князя Владимира: выходил в княжеском костюме с бородой,
окруженный ансамблем "Берёзка", и что-то говорил под фонограмму с широкими
жестами… Еще у одной моей однокурсницы отец драматург, и мы тогда сделали
несколько отрывков, и ездили с ними по школам. Это был творческий вечер её
отца, в котором мы принимали участие и получали за это какие-то деньги.
Вагоны я не разгружал, улицы не подметал, официантом не работал…
(Задумывается.) А знаете, в детстве я мечтал стать таксистом! У меня дедушка
был водителем, и мне казалось, что нет ничего лучше, чем ездить на
автомобиле и зарабатывать деньги одновременно. Ну, просто мечта! (Смеется.)
Я люблю дороги!
- Тогда
расскажите, каким образом дорога привела вас из МХАТа в ТЮЗ?
- После окончания института 15 человек с нашего
курса Олег Николаевич Ефремов взял в виде молодежной студии при МХАТе. Мы
играли в репертуарных спектаклях театра, делали свои спектакли внутри
студии. Потом Олега Николаевича не стало, пришел Табаков Олег Павлович. Год
он смотрел на нас, и понял, что студия ему не нужна, и с большинством
артистов он не продлил контракт. Тогда я стал думать, где бы я хотел
работать. В это время я посмотрел спектакль "Черный монах" в постановке Камы
Гинкаса в МТЮЗе, и он мне безумно понравился! Это был глоток свежего
воздуха! Я понял, что хочу работать в этом театре! А потом, совершенно
неожиданно оказалось, что им нужен артист моего типажа на определенную роль.
Я показался, и меня взяли – вот так совпало желание театра с моим желанием.
С тех пор я там.
-
Каково было молодому начинающему артисту находиться на одной площадке с
мэтрами сцены?
- В первый раз я столкнулся с ними на сцене МХАТа
в спектакле "Чайка". В нем также играли такие мастера, как покойный ныне
Вячеслав
Невинный, Андрей Мягков,
Борис Щербаков.
И конечно, это было непросто, потому что к тому моменту спектакль шел уже 20
лет! Он на два года был приостановлен, однако Олег Николаевич решил его
восстановить и занять нас. Режиссером ввода был Мягков. Он очень
интеллигентный человек, невероятно чуткий педагог и потрясающий режиссер! Он
нам очень помогал. Некоторым артистам, конечно, было тяжело, потому что на
протяжении 20 лет играли, а тут снова нужно репетировать, потому что дети
пришли 20-летние; бывало, смотрели слегка иронично. Но все равно атмосфера
была хорошая! Все это помогало нам находить себя в этом спектакле. Вообще,
чем более человек значимый, тем он проще, добрее. Неважно, кто перед ним –
начинающий, или профессионал со стажем.
- Я знаю, Вы
ездили с ТЮЗом на гастроли в Колумбию. Расскажите, очень интересно!
- Это незабываемая страница моей жизни! В Колумбию
мы ездили на международный театральный фестиваль. Это самый крупный
театральный фестиваль Нового Света. Мы привозили спектакль "Нелепая поэмка".
Это поэма о Великом инквизиторе, сочиненная, но не написанная Иваном
Карамазовым: в 5-й главе V книги "Братьев Карамазовых" он пересказывает ее
брату Алеше. Наш театр был единственным из России. За 10 дней мы отыграли
пять спектаклей, которые прошли с невероятным успехом! Мы никак не могли
себе представить, что Достоевский может быть настолько интересен человеку с
другим менталитетом, с другой культурой! На протяжении полутора часов на
русском языке, хоть и с переводом, зрители ТАК внимательно слушали, видимо
это было для них так важно! Я такой тишины никогда не слышал у нас! Даже
если ты знаешь русский язык, текст для восприятия сложный, причем это совсем
не развлекательное действо. Но было видно, они слушали не из уважения к
иностранному театру, это им было действительно интересно! Они реагировали на
юмор, который там присутствует, какие-то тонкости. И в конце, после каждого
спектакля были дикие овации! На протяжении наших спектаклей зал был битком.
А на пятом, заключительном, зритель стоял, и огромное количество людей
осталось за пределами театра! Представляете?! Успех был грандиозный! Это
были удивительные гастроли!.. Также там были представлены не только
драматические спектакли, но и балет, опера, пантомима. Но, к сожалению, мы
не могли ничего посмотреть, потому что все время были заняты. А вообще это
очень здорово, когда, например, ты можешь стоять с бразильским клоуном под
звездным колумбийским небом и рассуждать о Славе Полунине! Это из разряда
фантастики! В общем, ощущение такое, будто мы посетили другую планету!
- Прям слезы
наворачиваются! Это действительно фантастично!.. Это здорово, что Ваша
профессия дает возможность Вам открывать для себя новые города, страны,
континенты… Какие еще места остались в сердце навсегда?
- Я обожаю Киев! Там я снялся в пяти проектах, у
меня там много друзей. Это место, где мне очень хорошо. Я приезжаю туда и
отдыхаю уже только от того, что я нахожусь в этом городе! Киев для меня
практически вторая Родина. Еще я влюблен в Лондон! Там удивительная
атмосфера. Там так по-домашнему уютно! Также благодаря кинематографу я
полюбил Чехию. Съемки проходили в деревнях, замках, в поместьях –
невероятная красота!! (Задумывается.) В дальнейшем вместе с моей любимой
девушкой планируем открыть для себя Полинезию…
- Приоткройте
немного эту сторону Вашей жизни?
- (Улыбается.) В личной жизни у меня все хорошо. У
меня есть любимый человек. Она – юрист. Хотя в какой-то момент она хотела
поступать в театральный. Она - человек очень творческий. Познакомились мы
совершенно случайно на одном из фото-сайтов. Дело в том, что я увлекаюсь
фотографией. Мы стали общаться, и тут, в какой-то момент выясняется, что на
следующий день она должна пойти на мой спектакль. То есть она купила билеты,
не зная меня! Это невероятно! Нам обоим это показалось неслучайным моментом
в нашей жизни. Вот так мы встретились и с тех пор не расстаемся.
- Значит, Вы
верите в судьбу?
- Конечно! С одной стороны, все предначертано
свыше, но с другой, я также верю в то, что человек может вершить сам. То
есть человек не кукла, которую подвязали за веревочку и ведут по жизни.
Конечно же, вектор заданный есть, но ты всегда можешь ступить на позитив или
негатив, на ту или иную дорогу судьбы. У каждого из нас есть такая
возможность, я уверен абсолютно! Если у человека что-то не случается, ему
просто нужно разобраться в себе, потому что ничего не бывает просто так, и
очень многие ответы можно найти внутри себя.
- А Вы суеверны?
- В легкой форме. Если упадет сценарий, сяду,
а вот черная кошка меня не пугает совершенно!
- При такой
большой занятости в театре и кино Вам удается найти время отдохнуть?
- Да, бывает… В такие минуты я люблю читать. Вот
недавно вновь перечитывал собрание сочинений Паустовского, которого мы все
знаем из детства. Он для меня открылся совсем с другой стороны. Это
настолько удивительный прозаик! Меня очень потрясли его рассказы. Удивляюсь,
как можно в 30-е, 40-е годы, во времена Сталина писать настолько
трогательно, настолько не зависимо от ситуации в стране! Кстати, если
говорить об экранизации, у него много материала!.. Конечно, у меня много
любимых авторов, произведений, и с каждым годом их становится все больше.
Если вдруг выдается свободный день, стараюсь выбираться на природу. Еще я
очень люблю зиму! Это с детства ощущение Нового Года, люблю первый снег!
А в машине у меня всегда с собой диски Высоцкого, Шевчука, Леннона,
Магамаева. Также я люблю классику.
- Какая
собственная черта характера в Вас Вам больше всех нравится?
- (Улыбается.) Мне очень нравится, что я не
перестаю сам себя удивлять. Для меня это очень важно. Я иногда могу сделать
что-то такое, для меня самого неожиданно, и от этого я ощущаю себя живым и
счастливым!
- Есть
жизненное кредо?
- Делай что должен, и будь, что будет!
- Андрей, ваш
совет начинающим актерам?
- Не бояться пробовать, не бояться ошибаться, быть
смелым, пытаться искать себя в разных проявлениях, и не лениться ни в коем
случае! Напитывать себя отовсюду: из литературы, театров, музеев, выставок.
Быть наполненным и пробовать. Актерская профессия она такая, что не
оставляет тебя ни на секунду. Все время каким-то образом для себя что-то
отбираешь, какие-то впечатления, какие-то ощущения, и поэтому необходимо
быть жадным до всего и не останавливаться!
- Что ж, я
желаю Вам крепкого здоровья, вдохновения, бесконечного творчества, и
открытия для себя новых горизонтов!
- Спасибо большое!