АНДРЕЙ ФИНЯГИН...
САЙТ...
БИОГРАФИЯ... ФОТО... КИНО-ТЕАТР... РАЗНОЕ... ГОСТЕВАЯ... ССЫЛКИ...

сайт не является официальным, никакие права не защищены
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

«Интервью, данное порталу http://ruskino.ru/»

 
 
Словно вихрь врывается он в ресторан, и, кажется, вместе с ним – кусочек солнца! И действительно, Андрей – неиссякаемый источник энергии! При большой занятости в театре, одновременно успевает сниматься в нескольких проектах. А поводом для нашей встречи стала долгожданная премьера двенадцатисерийного фильма "Цыганки". Итак, удобный диван, бокал сливового вина... и Андрей Финягин о театре, кино и жизни...
 

- Андрей, совсем скоро стартует проект "Цыганки" на "Первом канале". Расскажите о своем персонаже…
- Это моя первая роль в исторической картине! Мне дали прочесть сценарий, - и я тут же согласился, потому что материал очень понравился! Мне интересна эта эпоха – жизнь в Советском союзе в послевоенное время. История начинается сразу после Великой Отечественной войны, – это 1945 год, и заканчивается в 60-е годы. Здесь показана послевоенная разруха, криминальная обстановка в Москве. В центре сюжета судьбы двух сестёр (цыганок по происхождению) – Ольги и Александры Коновых, артисток театра "Ромен". Однако само название "Цыганки" может увести в другую сторону, а эта история не только о цыганском быте, но также и о судьбах разных людей, живущих в советское время. Мой персонаж – жесткий волевой человек. Он совершенно не похож на большинство действующих лиц, потому что он не советский человек, единственный, кто вне системы, и при этом он бандит. Драма моего персонажа, как мне казалось, в том, что он живет не в свое время, ему здесь тесно, скучно и грустно. Наверно, все так бы и продолжалось, если бы он не встретил свою любовь. Он случайно знакомится с Полиной (Ксения Кузнецова – прим.авт.) во время матча по боксу, и между ними моментально вспыхивает страсть. И, как часто бывает у таких сильных людей, когда они влюбляются, они теряют бдительность, их внутренняя сила уходит. Он влюбился, но у него нет этой привычки любить. Например, там есть такая сцена, когда он приводит свою женщину в ресторан (снимали в зале ЦДЛ, это огромный шикарный зал), а для нее это шок: послевоенное время, – голод, люди, одетые в одно и то же, – а здесь совершенно другая жизнь, которую он перед ней открывает! И после этого происходит попытка изнасилования. И как возможно соединить эту нежность, которую он испытывает к ней, и такой агрессивный животный посыл, который у него возникает?! А в нем это каким-то необыкновенным образом сочетается. История их взаимоотношений очень странная - это страсть, страх и притяжение; они не могут друг без друга! Несмотря на то, что он совершил по отношению к любимой женщине грубость непозволительную, она остается с ним. Он очень разный человек, – с одной стороны он может поднять банду и совершить гоп-стоп на поезд, обокрасть, а с другой – цитирует Мандельштама, Блока… Вот эта неоднозначность, харизма и привлекает Полину в нем. В сложных перипетиях судьбы он ее теряет, потом находит. В итоге их история любви трагически обрывается его гибелью… Мой персонаж напоминает мне Дирка Богарда в "Ночном Портье".

- Обязательно посмотрю! Андрей, а какую сыгранную Вами роль Вы можете назвать знаковой для Вас?
- Если говорить о кино, то это картина "Любовница" Тиграна Кеосаяна. Это моя первая большая роль, некая точка отсчета. Я тогда безумно волновался! В этот проект я попал без проб, – Тиграну показали мою фотографию, и он сказал "да". Вот ведь как бывает! Порой нас так долго пробуют, - и ничего, а тут как-то сразу он почувствовал. Этот проект был очень сжатый, скоротечный. Не было никакого подготовительного периода. Мы примерили костюмы и сразу на самолет, в Сочи. Начали снимать…..с самого финала. В кино это часто бывает. Это, конечно, неправильно и сложно. Моим партнером была Ирина Розанова. Первый съемочный день – постельная сцена, нужно было быть таким расслабленным, легким. А мы только успели пролететь вместе в самолете и узнать как друг друга зовут! В общем, это было непросто, но Ирина максимально старалась облегчить этот момент неловкости, как-то развеять его. Я ей очень благодарен… Роль у меня там непростая. Это маньяк-убийца, хотя в начале кажется абсолютно нормальным человеком. Он владелец большой компьютерной компании; очень молод, невероятно талантлив, я бы даже сказал гениален. Судьба его сводит с Еленой (Ирина Розанова – прим.авт.), и у них начинается безумный роман. Она его старше; а он влюбился в эту женщину, потому что она очень похожа на его мать. Позже выясняется, что человек этот глубоко болен психически, и на то есть свои причины. У него в детстве была серьезная психологическая травма, которая наложила свой отпечаток. У него сдвиг по фазе после смерти матери, – он начинает убивать девушек, которые на нее похожи. Там своя логика поведения больного человека. Такая вот безумна история.
Я очень рад, что у меня эта роль была одной из первых. Она позволила мне сыграть широкую гамму проявления человеческого характера, такую неоднозначность, что с актерской точки зрения очень интересно! Особенно приятно было, когда потом мне на сайт писали люди, профессионально занимающиеся психическими расстройствами, что я очень точно передал психологию нездорового человека. Они даже называли конкретные диагнозы! Для меня это было очень неожиданно, и, конечно, приятно, потому что люди-профессионалы видели что-то настоящее в моей игре. Для меня это очень значимая и любимая работа.

- Профессия актера очень зависимая. Возникало когда-либо желание все бросить и уйти в другую сферу?
- Желания такого не возникало ни разу! Но профессия действительно зависимая, и от этого возникает чувство, которое любого мужчину из актерской сферы побуждает к каким-то шагам вне профессии. Это порой угнетает безумно, потому что понимаешь, насколько ты зависим от мнения какого-то одного человека. А сейчас время продюсерского кино, что делает нашу профессию еще более зависимой. Хочется посмотреть в глаза этим людям, которые называют себя продюсерами. Среди них, конечно, есть адекватные люди, знающие свое дело, а есть и очень странные. Когда я смотрю сейчас на телевизионный экран, я не понимаю порой выбор каналов, выбор конкретных людей, проекты… Вообще сейчас время дилетантизма: артисты катаются на коньках, выступают в цирке, фигуристы играют в кино… какая же следующая ступень будет? Я считаю это неправильно, так как мотив у всего этого только один: люди, которые устраивают это, хотят заработать денег, каким-то образом привлечь рейтинг. В советское время была эпоха профессионалов! Люди занимались своим делом, поэтому спустя и 30 лет мы можем смотреть это кино. Оно не сляпано из желания запихнуть туда медийных лиц и отбить больше денег, – артисты не спеша делали свое дело, поэтому кино того времени вечно! Но, как говорится: не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. С другой стороны я понимаю, что это та профессия, в которой я могу что-то сделать, могу что-то сказать. И потом, со временем какая-то мудрость приходит, успокоенность: ну не утвердили, и Бог с ним, еще все интересное впереди! И я в этом с каждым годом убеждаюсь. И слава Богу, работа есть!

- А какое кино вы бы хотели предложить зрителю? Какие темы поднять? Что донести до народа?
- Мне кажется, что сейчас не хватает того, что с избытком было в советском кинематографе: это были замечательные истории любви, человеческие истории. Например, я с огромным удовольствием пересматриваю картины "Три тополя на Плющихе", "Я шагаю по Москве", да и многие другие... Я не понимаю, почему вектор нашего кинематографа направлен продюсерами на желание переплюнуть Америку в блокбастерах, в спецэффектах. Даже если снимается у нас историческая картина, то она все равно выглядит не историей людей, а просто демонстрацией того, как мы умеем делать глобальное кино. Не хватает наполненности, души и человеческих взаимоотношений. А ведь это самое важное, и будет важным всегда! Именно этим был невероятно силен советский кинематограф. Мне очень нравится Алексей Балабанов. В его картинах есть живой заряд и как раз человеческие отношения. Он чувствует время, что очень важно, и умеет его передать… Я не очень люблю телевизор, он все больше походит на мусорное ведро: все скучно, примитивно, и, что самое ужасное, невероятно пошло. Если у нас программа "Дом-2" в рейтинге сохраняется пять лет, это страшный звонок! Это просто катастрофа душ человеческих! Продюсеры говорят, что сейчас кризис, поэтому зритель устал, его нужно развлечь. А я считаю, что в независимости от экономической обстановки в стране, зрителю в равной мере нужны и какая-то легкость, и что-то серьезное, над чем можно подумать. Таким образом, он в какое-то другое измерение переходит, приподнимается над бытом… Мне очень нравилось телевидение 90-х годов. Тогда оно было интересное.

- А как же сериалы?
- Сериал сериалу рознь. Есть хорошие работы, но когда количество серий зашкаливает за 250, о каком качестве может идти речь при таком темпе съемок? Артист успевает только заучить текст, у него нет времени подумать. А порой обстоятельства и тексты там такие примитивные, что их очень трудно оправдать, поэтому артист поставлен в какие-то экстремальные условия. Я могу посмотреть с актерской точки зрения, но как зритель удовольствия не получаю. Сейчас я смотрю новости; также очень люблю передачу "Большая разница". Там работают талантливые сценаристы и замечательные артисты. Настолько тонко они делают пародии. Я обожаю жанр пародии!

- Андрей, расскажите о своей семье. Вы коренной москвич, насколько я знаю?
- Да. Я родился в районе Чертаново, в семье, не имеющей никакого отношения ни к театру, ни к кино. Мой папа – заслуженный педагог, дефектолог, мама – инженер, работает в научно-исследовательском институте. Также у меня есть младший брат Дмитрий, он работает поваром в Московском ресторане. В детстве я занимался спортом, совсем недолго бальными танцами. Всегда очень любил читать, открывать для себя что-то новое. Своей любовью к театру я обязан маме, – она обожает его как зритель. Меня таскали по театрам с детства, и в какой-то момент, мне было восемь лет, я сказал родителям: мне надоело ходить на Карлсона, "Аленький цветочек" и прочие, отведите меня на взрослый спектакль! Тогда мне почему-то казалось, что взрослые спектакли значительно интереснее. Тогда мама отвела меня на спектакль "Ревизор" в театре Сатиры, где играл Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Я это смутно помню, но с гордостью говорю, что видел таких артистов! (Улыбается.) В итоге, когда вырос, я набрался наглости и решил поступать в театральный. Тогда мне все говорили что перспектива эта абсолютно не имеет никаких шансов, так как все считали, что поступают только свои, по блату, только родственники, что это какая-то другая жизнь... Поэтому я еще ходил на подготовительные курсы в МПГУ на истфак, и в МГУ. Я понимал, что шансов попасть в театральный действительно мало, и я рисковал попасть в армию. Так случилось, что я поменял школу в 10-м классе, и в ней был театральный кружок. Его руководители сначала меня кое-чему научили в профессии, и, конечно, поддержали меня в моем решении. Благодаря им, у меня появилась какая-то уверенность., и это послужило решающим фактором. В итоге я поступал только в театральный, и был зачислен одновременно в Щепку и во МХАТ. Но выбор не стоял, потому что педагогами были Олег Ефремов, Алла Покровская, Роман Козак, Дмитрий Брусникин, – это лучший педагогический состав из всех вузов! И, кстати, у нас на курсе никого из блатных не было, я это знаю точно! Это, конечно, имеет под собой почву, но ровно столько, сколько в любом другом вузе… Я поступал в 1995 году, и в тот момент престиж актерской профессии по сравнению с настоящим временем был значительно ниже: не снималось кино, в театре платили очень мало. Но, не смотря на это, конкурс был сто человек на место, а сейчас гораздо больше, и с каждым годом увеличивается! И меня удивляет: куда? В Москве пять вузов только государственных, а сколько еще коммерческих! Некоторые вузы выпускают по два курса за год. Зачем такое количество артистов? Актеры они же не сантехники, не электрики, они не нужны в таком количестве! Театры же не увеличиваются! Например, у нас с курса из 24 человек только десять в профессии остались. Но с этим фактом ничего не поделаешь.

- Хочется услышать о бурной студенческой жизни…
- Хочется – расскажем! (Улыбается.) У нас был очень хороший дружный курс, очень веселый, и мы до сих пор все общаемся, ходим в гости к педагогам! Как все студенты театрального вуза, мы учились без выходных, потому что помимо того, что нужно было готовиться к экзаменам по всяким теоретическим дисциплинам, еще были профессиональные предметы: бесконечные самостоятельные педагогические отрывки, отрывки по сценической речи, танец, сценодвижение. Мы часто оставались спать в институте, а иначе времени не хватало, нужно было отрепетировать много всего! Мы были одной семьей. В студенческой общаге я не жил, но частенько там бывал. Мы собирались всем курсом, когда готовились к сдаче зарубежного театра, литературы, и прочих теоретических дисциплин. Список книг, которые нужно было прочесть, был огромен, и, конечно же, все всё не успевали, поэтому каждый по очереди рассказывал то произведение, которое он знал, а остальные конспектировали. Таким образом мы пытались запомнить. (Смеется.) Как обычно эти ликбезы заканчивались песнями, игрой на гитаре... Потом мы плавно перетекали в аудиторию для сдачи экзамена… Первый раз я вышел на сцену еще на первом курсе. Это был спектакль "Плач в пригоршню", его поставил Брусникин. Кто-то из молодых актеров заболел, и меня ввели на его роль. Что касается мастерства, мне было очень сложно. Особенно на первом курсе: наблюдения за людьми, животными, предметы. Для этого нужна некая свобода и владение собой, а этого в 17 лет еще не было. Поэтому демонстрация какого-либо предмета складывалась с большим трудом: показать предмет непросто, нужно раскрыть его суть. Я помню, показывал кран, который плохо закрыли, после чего Роман Ефимович Козак сказал: "а что это было? Это был предмет? Такое ощущение, что тебе с утра было очень плохо. Ну, это, как говорится, надо в программке писать." Была масса смешных курьезов! А потом был раздел "дети"! (Смеется.) В общем, дети выходили похожими скорее на умственно неполноценных товарищей, которые пытаются что-то продемонстрировать. В основном у нас все дети были с диагнозом. Это было очень смешно и забавно! Но тогда мы переживали жутко, потому что над нами висел Дамоклов меч: после каждого курса могли отчислить! Я обожал пародии на людей, на персонажей! Я считаю, что артист должен уметь спародировать. В этом и заключается актерское мастерство: сыграть другого человека. А пародия это такая обостренная форма, некий шарж… Что касается самостоятельных отрывков, тоже было очень сложно, потому что на тот момент еще не было навыка, откуда жизненный опыт в 17 лет?! Мы всегда приглашали кого-то с других курсов, чтобы они посмотрели отрывок, подкорректировали, так как порой казалось, что ты ничего не можешь, просто какой-то ступор! А уже нужно показывать, и просто паника наступала! Вообще полезно побиться лбом об стену, и самому к чему-то прийти. В общем, студенческая жизнь была очень насыщена! Наш курс любили все в нашем институте. И когда у нас был выпускной вечер, каждый курс сделал нам шикарный капустник! В нем были наблюдения на каждого из нас, какие-то пародии на наши дипломные спектакли. Потом мы сделали наше ответное слово институту, и это была очень трогательная минута, такая точка в нашем обучении. И это время пролетело так молниеносно, от этого грустно.

- Была ли возможность подработки в студенческие годы?
- Да, немного. Это были елки в Олимпийском. (Смеется.) Я играл князя Владимира: выходил в княжеском костюме с бородой, окруженный ансамблем "Берёзка", и что-то говорил под фонограмму с широкими жестами… Еще у одной моей однокурсницы отец драматург, и мы тогда сделали несколько отрывков, и ездили с ними по школам. Это был творческий вечер её отца, в котором мы принимали участие и получали за это какие-то деньги. Вагоны я не разгружал, улицы не подметал, официантом не работал… (Задумывается.) А знаете, в детстве я мечтал стать таксистом! У меня дедушка был водителем, и мне казалось, что нет ничего лучше, чем ездить на автомобиле и зарабатывать деньги одновременно. Ну, просто мечта! (Смеется.) Я люблю дороги!

- Тогда расскажите, каким образом дорога привела вас из МХАТа в ТЮЗ?
- После окончания института 15 человек с нашего курса Олег Николаевич Ефремов взял в виде молодежной студии при МХАТе. Мы играли в репертуарных спектаклях театра, делали свои спектакли внутри студии. Потом Олега Николаевича не стало, пришел Табаков Олег Павлович. Год он смотрел на нас, и понял, что студия ему не нужна, и с большинством артистов он не продлил контракт. Тогда я стал думать, где бы я хотел работать. В это время я посмотрел спектакль "Черный монах" в постановке Камы Гинкаса в МТЮЗе, и он мне безумно понравился! Это был глоток свежего воздуха! Я понял, что хочу работать в этом театре! А потом, совершенно неожиданно оказалось, что им нужен артист моего типажа на определенную роль. Я показался, и меня взяли – вот так совпало желание театра с моим желанием. С тех пор я там.

- Каково было молодому начинающему артисту находиться на одной площадке с мэтрами сцены?
- В первый раз я столкнулся с ними на сцене МХАТа в спектакле "Чайка". В нем также играли такие мастера, как покойный ныне Вячеслав Невинный, Андрей Мягков, Борис Щербаков. И конечно, это было непросто, потому что к тому моменту спектакль шел уже 20 лет! Он на два года был приостановлен, однако Олег Николаевич решил его восстановить и занять нас. Режиссером ввода был Мягков. Он очень интеллигентный человек, невероятно чуткий педагог и потрясающий режиссер! Он нам очень помогал. Некоторым артистам, конечно, было тяжело, потому что на протяжении 20 лет играли, а тут снова нужно репетировать, потому что дети пришли 20-летние; бывало, смотрели слегка иронично. Но все равно атмосфера была хорошая! Все это помогало нам находить себя в этом спектакле. Вообще, чем более человек значимый, тем он проще, добрее. Неважно, кто перед ним – начинающий, или профессионал со стажем.

- Я знаю, Вы ездили с ТЮЗом на гастроли в Колумбию. Расскажите, очень интересно!
- Это незабываемая страница моей жизни! В Колумбию мы ездили на международный театральный фестиваль. Это самый крупный театральный фестиваль Нового Света. Мы привозили спектакль "Нелепая поэмка". Это поэма о Великом инквизиторе, сочиненная, но не написанная Иваном Карамазовым: в 5-й главе V книги "Братьев Карамазовых" он пересказывает ее брату Алеше. Наш театр был единственным из России. За 10 дней мы отыграли пять спектаклей, которые прошли с невероятным успехом! Мы никак не могли себе представить, что Достоевский может быть настолько интересен человеку с другим менталитетом, с другой культурой! На протяжении полутора часов на русском языке, хоть и с переводом, зрители ТАК внимательно слушали, видимо это было для них так важно! Я такой тишины никогда не слышал у нас! Даже если ты знаешь русский язык, текст для восприятия сложный, причем это совсем не развлекательное действо. Но было видно, они слушали не из уважения к иностранному театру, это им было действительно интересно! Они реагировали на юмор, который там присутствует, какие-то тонкости. И в конце, после каждого спектакля были дикие овации! На протяжении наших спектаклей зал был битком. А на пятом, заключительном, зритель стоял, и огромное количество людей осталось за пределами театра! Представляете?! Успех был грандиозный! Это были удивительные гастроли!.. Также там были представлены не только драматические спектакли, но и балет, опера, пантомима. Но, к сожалению, мы не могли ничего посмотреть, потому что все время были заняты. А вообще это очень здорово, когда, например, ты можешь стоять с бразильским клоуном под звездным колумбийским небом и рассуждать о Славе Полунине! Это из разряда фантастики! В общем, ощущение такое, будто мы посетили другую планету!

- Прям слезы наворачиваются! Это действительно фантастично!.. Это здорово, что Ваша профессия дает возможность Вам открывать для себя новые города, страны, континенты… Какие еще места остались в сердце навсегда?
- Я обожаю Киев! Там я снялся в пяти проектах, у меня там много друзей. Это место, где мне очень хорошо. Я приезжаю туда и отдыхаю уже только от того, что я нахожусь в этом городе! Киев для меня практически вторая Родина. Еще я влюблен в Лондон! Там удивительная атмосфера. Там так по-домашнему уютно! Также благодаря кинематографу я полюбил Чехию. Съемки проходили в деревнях, замках, в поместьях – невероятная красота!! (Задумывается.) В дальнейшем вместе с моей любимой девушкой планируем открыть для себя Полинезию…

- Приоткройте немного эту сторону Вашей жизни?
- (Улыбается.) В личной жизни у меня все хорошо. У меня есть любимый человек. Она – юрист. Хотя в какой-то момент она хотела поступать в театральный. Она - человек очень творческий. Познакомились мы совершенно случайно на одном из фото-сайтов. Дело в том, что я увлекаюсь фотографией. Мы стали общаться, и тут, в какой-то момент выясняется, что на следующий день она должна пойти на мой спектакль. То есть она купила билеты, не зная меня! Это невероятно! Нам обоим это показалось неслучайным моментом в нашей жизни. Вот так мы встретились и с тех пор не расстаемся.

- Значит, Вы верите в судьбу?
- Конечно! С одной стороны, все предначертано свыше, но с другой, я также верю в то, что человек может вершить сам. То есть человек не кукла, которую подвязали за веревочку и ведут по жизни. Конечно же, вектор заданный есть, но ты всегда можешь ступить на позитив или негатив, на ту или иную дорогу судьбы. У каждого из нас есть такая возможность, я уверен абсолютно! Если у человека что-то не случается, ему просто нужно разобраться в себе, потому что ничего не бывает просто так, и очень многие ответы можно найти внутри себя.

- А Вы суеверны?
- В легкой форме. Если упадет сценарий, сяду, а вот черная кошка меня не пугает совершенно!

- При такой большой занятости в театре и кино Вам удается найти время отдохнуть?
- Да, бывает… В такие минуты я люблю читать. Вот недавно вновь перечитывал собрание сочинений Паустовского, которого мы все знаем из детства. Он для меня открылся совсем с другой стороны. Это настолько удивительный прозаик! Меня очень потрясли его рассказы. Удивляюсь, как можно в 30-е, 40-е годы, во времена Сталина писать настолько трогательно, настолько не зависимо от ситуации в стране! Кстати, если говорить об экранизации, у него много материала!.. Конечно, у меня много любимых авторов, произведений, и с каждым годом их становится все больше.
Если вдруг выдается свободный день, стараюсь выбираться на природу. Еще я очень люблю зиму! Это с детства ощущение Нового Года, люблю первый снег!
А в машине у меня всегда с собой диски Высоцкого, Шевчука, Леннона, Магамаева. Также я люблю классику.

- Какая собственная черта характера в Вас Вам больше всех нравится?
- (Улыбается.) Мне очень нравится, что я не перестаю сам себя удивлять. Для меня это очень важно. Я иногда могу сделать что-то такое, для меня самого неожиданно, и от этого я ощущаю себя живым и счастливым!

- Есть жизненное кредо?
- Делай что должен, и будь, что будет!

- Андрей, ваш совет начинающим актерам?
- Не бояться пробовать, не бояться ошибаться, быть смелым, пытаться искать себя в разных проявлениях, и не лениться ни в коем случае! Напитывать себя отовсюду: из литературы, театров, музеев, выставок. Быть наполненным и пробовать. Актерская профессия она такая, что не оставляет тебя ни на секунду. Все время каким-то образом для себя что-то отбираешь, какие-то впечатления, какие-то ощущения, и поэтому необходимо быть жадным до всего и не останавливаться!

- Что ж, я желаю Вам крепкого здоровья, вдохновения, бесконечного творчества, и открытия для себя новых горизонтов!
- Спасибо большое!


 
беседовал(а) Елена Латинская
 

 

 

Сайт управляется системой uCoz